Warning: Undefined array key 20 in /var/www/html/templates/j4starter/html/com_content/article/news.php on line 46
Охрана водных ресурсов от истощения и загрязнения – главный подход в управлении водными ресурсами
Сегодня состоялось общественное обсуждение по Проекту концепции проекта Водного кодекса Республики Казахстан (новая редакция) и Проекту концепции проекта закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам охраны и использования водных ресурсов».
Warning: Undefined array key 3 in /var/www/html/templates/j4starter/html/com_content/article/news.php on line 95
Warning: Attempt to read property "value" on null in /var/www/html/templates/j4starter/html/com_content/article/news.php on line 95
Вице-министр А.Шалабекова ознакомила присутствующих с регламентом проведения общественных обсуждений и предоставила слово докладчику Иманалиеву М.У.
В докладе было отмечено, что основными проблемами водных ресурсов остаются их нерациональное использование и загрязнение, устаревшие технологии водопользования, ограниченность и угроза истощения водных ресурсов, вопросы совместного использования и охраны трансграничных вод. Действующий Водный кодекс, в основном, ориентирован на хозяйственное использование водных ресурсов, где вода рассматривается как средство достижения экономической выгоды, например, в сельском хозяйстве. В проекте Водного кодекса предлагается закрепить принципы водосбережения, которые будут являться основой использования воды во всех отраслях экономики.
Кроме того, основным посылом нового Водного кодекса станет признание что вода – это основополагающий элемент окружающей природной среды, и вода необходима для жизни и абсолютно во всех видах экономической деятельности человека.
В этом контексте охрана водных ресурсов от истощения и загрязнения будет главным подходом в управлении водными ресурсами.
На основе проекта Концепций были озвучены пути решения следующих основных проблем.
Первое, недостаток государственно-информационного обеспечения деятельности по управлению водными ресурсами.
Данную проблему в законодательной плоскости предлагается решить путем четкого определения компетенции государственных органов по учету и мониторингу водных ресурсов, в том числе с использованием информационных систем.
Второе, отсутствие научного блока в системе управления водными ресурсами.
В новым Водном кодексе будут предусмотрены полномочия научного (научно-исследовательского) центра и его роль в планировании, управлении и нормировании водными ресурсами и спросом на них, а также координация деятельности других научных учреждений. Также сопутствующим законопроектом предлагается включить проекты в области водного хозяйства и водных ресурсов в перечень проектов, которые недропользователи могут финансировать за счет обязательства направлять на развитие науки 1% от затрат на добычу полезных ископаемых.
Помимо этого, в Закон об образовании будут внесены поправки касательно обязательной 3-годичной отработки для обладателей государственного гранта по аульной квоте, а в Закон об АПК – нормы для включения специалистов водного хозяйства в перечень лиц, имеющих право на льготы и поддержку в связи с работой в сельской местности.
Третье, правовой статус концептуальных программных документов по управлению водными ресурсами Казахстана.
Для реализации этой задачи Водный кодекс будет предусматривать основные положения касательно содержания и роли схем комплексного использования и охраны водных ресурсов в Системе государственного планирования.
Все планы, программы и проекты развития отраслей экономики (агропромышленный комплекс, промышленность, энергетика, транспорт, ЖКХ), реабилитации окружающей среды должны разрабатываться на основе данных документов.
Решение первых двух проблем - по учету водных ресурсов и развитию науки - также будет способствовать усилению статуса Схем.
Четвертое, стоимость воды не соответствует ее ценности.
Для стимулирования экономного, бережливого и эффективного использования и транспортировки воды предлагается пересмотреть подходы к установлению размера платы за пользование водными ресурсами и определить ее как дифференцированную с применением понижающих коэффициентов в случае внедрения водопользователем новых водосберегающих, очистных технологий, модернизации имеющегося оборудования и иных действий, направленных на повышение эффективности использования воды. Отмечу, что данный вопрос будет решаться в рамках консолидированного законопроекта по внесению поправок в Налоговый кодекс, как того требует законодательство, после принятия Водного кодекса.
Пятое, государственный контроль в управлении водными ресурсами.
Правоприменительная практика действующего водного законодательства показала несовершенство норм, касающихся статуса и полномочий инспекторов, осуществляющих государственный контроль в области охраны и использования водных ресурсов. В новом Водном кодексе предусматривается приведение положений по государственному контролю в соответствие с новой регуляторной политикой, что позволит упорядочить данную работу.
Шестое. Широкий круг регулируемых Водным кодексом правоотношений.
Водный кодекс в текущей редакции вобрал в себя вопросы, касающиеся как управления водными ресурсами, так и управления процессами, связанными с водой, но относящимися к другим отраслям права.
Концептуально и юридически правильным представляется выделение в самостоятельные законодательные акты положений, касающихся отношений по поводу использования воды как экономического товара и иных отношений, связанных с использованием воды или водохозяйственных сооружений.
Комитетом по водным ресурсам предлагается исключить из сферы действия Водного кодекса вопросы, касающиеся обеспечения безопасности гидротехнических сооружений; водоснабжения и водоотведения в жилищно-коммунальном хозяйстве; гидромелиорации земель; предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод. При этом данные вопросы следует рассматривать в других специальных законах.
Кроме того, прорабатывается вопрос пересмотра функций сельскохозяйственных кооперативов, чтобы они перестали быть перекупщиками воды, а начали заниматься эксплуатацией гидромелиоративной инфраструктуры.
Новое законодательство должно повысить эффективность государственного регулирования охраны и использования водных ресурсов, а также привести к развитию правовой основы и механизмов реализации единой государственной водной политики.
В завершение своего выступления спикер вместе с ветеранами водной отрасли ответил на вопросы собравшихся заинтересованных лиц, общественных деятелей и журналистов. Все предложения и замечания были выслушаны и приняты к сведению.
Warning: Undefined array key 0 in /var/www/html/templates/j4starter/html/com_content/article/news.php on line 201